Создание клиентских частей SQL-баз данных под Win95 и WinNT
edc1b056

Исследование предметной области


В последние годы экономическая система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных за­дач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной се­тью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.


Информатизация банка не может быть успешной и без предварительного анализа и моделирования. Даже покупка готового продукта предполагает понимание особенностей своего банка и информационных возможностей приобретаемой системы.
Создавая информационную модель банка, следует прежде всего обратить внимание на объекты (сущности) системы и их отношения, направление и характер потоков информации, которыми обмениваются эти объекты (а также на вид и характер носителей этой информации – бумажные документы, телефонные и электронные сообщения и пр.), и на операции, которые производятся над информационными потоками, порождая, поглощая и видоизменяя их.
Информационная система банка – настолько сложная и переменчивая структура, что изначально ставить задачу точного и однозначного ее описании и моделирования не только нереалистично, но и методически неверно. Необходимо с самого начала ориентироваться на создание гибкой модели в условиях частичной неопределенности. Гибкость и легкость перестраивания модели согласно ежедневно выявляющимся требованиям банковской системы – свидетельство высокого качества разработки, залог ее успешного внедрения и долгой жизни.
Современные технические средства сделали вполне реализуемой давнюю мечту специалистов о создании систем, действующих по «безбумажной» технологии. Но переход на такую технологию обработки информации не означает полного отказа от бумажных документов. Для нужд обмена с партнерами, для работы с аудиторами и контролирующими организациями, для документарной фиксации внутрибанковского оборота подготовка твердых копий, заверенных подписями ответственных лиц, остается необходимой и сейчас. Тем не менее происходит смена акцентов, и становым хребтом информационной системы становятся данные в электронной форме, а необходимая документация продуцируется как отражение электронных данных на бумажных носителях. Только в отдельных случаях (например, при введении "электронной подписи"), когда юридический статус электронного сообщения равен статусу бумажного документа, удается полностью отказаться от бумажного документооборота. Преимущества безбумажной технологии всегда были достаточно очевидны, а сегодня стали практически реализуемыми и экономически эффективными.


Применение безбумажных технологий ставит проблему оптимизации распределения информации между бумажными и электронными носителями. С этих позиций банковскую информацию можно разделить на три класса:
- данные, участвующие в расчетах (они обязательно должны быть представлены в электронной форме);
-   часто используемая и поддающаяся формализации дополнительная информация (ее также целесообразно хранить в электронной форме);
-   детальная и трудно формализуемая, в частности текстовая, информация (ее лучше хранить на бумажных носителях).
При одновременном хранении документов как в бумажной, так и в электронной форме существенным становится вопрос аутентичности формализованного и общеупотребительного способов представления информации в соответствующих документах. Одним из способов решения этой проблемы является последовательное выполнение правил, согласно которым всякий бумажный документ должен пройти автоматизированную регистрацию, а подготовка всех исходящих документов дня, особенно связанных с переводом средств, должна происходить только через и после внесения необходимых изменений в базы данных.
Проблема надежности информационной системы в банковском деле имеет особое значение. Неполнота или недостоверность информации, несвоевременность и ошибки при ее обработке оборачиваются не только немедленными финансовыми потерями, но и утратой доверия к банку.

Содержание раздела